Японцы это нация воинов, суровых в битве, но мягких и благородных в мирное время. Как и большинство представителей воинственных рас, они страстно любят природу и поэзию. Эта любовь в большой степени порождена ландшафтом Японии каскадами ее зеленых холмов, ее побережьями, опоясанными соснами, и чистотой серебряных далей. Буйная темно-зеленая растительность окутывает здесь изгибы морских заливов, и трепещущий бамбук с его перистыми листьями словно выбегает из гущи сосен.
Японская поэзия пронизана любовью к природе, преклонением перед величием рек, восхищением облаками и озерными туманами. Она воспевает цветы ириса и вишни, полет диких гусей, в ней слышится голос океана, звучат музыка дождевых капель и шум водопадов.
Стихи и предания говорят о благоговении японцев перед цветами, и не удивительно, что этот народ создал сады столь изысканной красоты и очарования. И если о культуре страны судить по ее садам, Япония, вне всяких сомнений, займет здесь одно из ведущих мест.
Интересно, что японский сад, отличающийся совершенством, сад, в похвалу которому так много написано европейцами, уходит своими корнями в индийскую почву.
В V VII вв. между Индией и Китаем установились оживленные связи через северо-западные горные перевалы. Путешественники, паломники и торговцы несли индийское искусство и религию в Китай и Корею.
Садовое искусство пришло в Японию через Корею, и первыми дизайнерами сада здесь были осевшие корейцы. Позже на Японию большое влияние оказал буддизм Китая эпохи Тан. Так индийские пророки буддизма, проникая в Центральную Азию, Китай и Корею, становились носителями культуры и прогресса. Неся с собой «послание» Будды, они, в частности, распространяли идею храмового сада.
Описывая историю садоводства на Дальнем Востоке, Вильер Стюарт говорит: «Буддийский сад индусов, забытый у себя на родине, все еще сохраняется на Дальнем Востоке, хотя он так изменился под влиянием другого климата и так окрашен гением других народов, что садовая история сливовых и вишневых деревьев, глицинии и вьюнка, лотоса и японского ириса часто оказывается трудно восстановимой. Тем не менее, японский сад наиболее сокровенное и притягательное выражение национального духа страны пришел сюда, как и многие другие искусства, из Индии, через Китай и Корею».
Буддийский храмовый сад нашел в Японии благодатную почву. Влажный, умеренный климат Японии благоприятен для растительности, а населяющий ее народ не только трудолюбив, но обладает яркими художественными наклонностями. Благодаря этому буддийский храмовый сад трансформировался здесь в новый тип сада - японский ландшафтный парк.
Первые сады в Японии были заложены знатью в Хейяне, или Киото в 794 г. Они представляли собой нечто вроде парков для проведения празднеств, музыкальных концертов и игр на открытом воздухе.
Сады Хейянского периода (794-1185) отличались редкой декоративностью. В них высаживалось множество цветущих деревьев, в частности слива и вишня, кустарников типа азалии и керрии, а также стелющихся растений, таких, например, как глициния. Живые изгороди состояли из дейции, керрии, азалии, розового вереска и пиона. Большой популярностью пользовались также ирисы и хризантемы. Фоном для этой яркой растительности служили темные заросли сосен и бамбука.
С середины ХIV по ХVI столетие были заложены знаменитые сады Киото: Тенриуи, Сайхой, Гинкакуй, Риоани и Дайтокуй.
Наиболее примечательным из джайн-буддистских садов является мховый сад храма Сайхой. В тени сосен и кленов здесь расстилается пушистый ковер из мхов многих разновидностей. Богатство их оттенков кажется невероятным. Извилистая тропинка, проложенная по периметру сада, дает возможность любоваться таким обилием красок, какого нет нигде больше в мире.
В Японии есть такие сады, где не встретишь зелени - они созданы только из камней и песка. По своему художественному замыслу и воплощению эти сады напоминают абстрактную живопись. Таков храмовый сад Риоани в Киото. Он представляет собой прямоугольник, покрытый крупнозернистым белым песком, на котором группами расположены 15 камней, символизирующих острова в океане. Ландшафт рождает поэтическое настроение. Риоани является одним из лучших образцов такого рода садового искусства Японии.
В 1397 г. В Японии начинается развитие такого искусства как чаепитие и составление букетов - икебана. В это же время был построен сад редчайшей красоты, выдержанный в духе классической старины - Кинкакуи Золотой павильон .
Чаепитие было неотъемлемой частью культовых обрядов джайнизма, и потому существенным дополнением садов стали чайные домики - непритязательные, крытые тростником постройки, убранные внутри соломенными циновками.
С ХV в. при сьогуне Асикага Иосимаса церемонии чаепития утратили религиозное содержание и приобрели светский характер. В 1472 г. Иосимаса удалился от власти и предался эстетическим занятиям. В своем Серебряном павильоне он устроил первую в Японии чайную комнату. В ее оборудовании принимали участие лучшие художники того времени. Убранство комнаты отличалось утонченной простотой, рядом с которой не было места кричащей мишуре и безвкусной пышности.
В ХVI в. Рикиу довел церемонию чаепития до совершенства. Его чайную комнату украшали единственная картина или красиво составленный букет, помещенный на специальной подставке. Чтобы приблизить к себе природу, чайный домик окружали садом, внешняя часть которого называлась сотородзи , а внутренняя укиродзи . Во внешней части устраивалось махи-ай нечто вроде приемной, где гости ожидали появления хозяина. Для омовения рук устанавливался специальный сосуд. Освещение давали каменные лампы. Во внутреннюю часть сада вела дорожка, вымощенная каменными плитами. Перед чайным домиком была небольшая калитка, куда отдав поклон и сняв обувь, входили гости. Во внутреннем помещении, в обстановке полного покоя, им подавали чай. Ни громких разговоров, ни споров не велось ничто не должно было нарушать эту мирную, торжественную атмосферу.
В период с 1573-1615 г.г. стиль японских садов подвергся изменениям. Их главными декоративными элементами были признаны огромные камни, растения с резкими, характерными очертаниями и цикадовыми деревьями.
В 1642 г. Известным мастером чайных церемоний Кобори Энсу был заложен восхитительный сад в предместьях Киото. В этом саду интересное сочетание вечнозеленых деревьев с валунами различной формы и участками воды. Здесь много удобно спланированных прогулочных дорожек, пригорков, прудов, островков и бегущих водных потоков.
В период с 1615 до 1867 гг. получили распространение небольшие садики, которыми можно было любоваться, не выходя из дома. Они моделировались как чайные и оставались популярными очень долго.
После перенесения столицы Японии из Киото в Токио с 1867 началось формирование нового облика современных японских садов. В период с 1867 г. по 1912 г. в Японии произошли те преобразования, которые поставили эту страну в ряд могущественных современных держав. Ее садоводство, как и другие отрасли хозяйства, испытали на себе влияние европейской технизации. Немало осталось и тех, кто по-прежнему отдавал предпочтение интимным садикам доброго старого времени.
Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, ровные и чайные.
Главная особенность сада первого типа холм, дополненный прудом и водным потоком. По-японски его так и называют: Цукияма сансюи , т.е. холм и вода . Чтобы устроить холм, требуется немало земли для посадки крупномеров, поэтому для владельцев мелких участков холмистый сад был недостижимой роскошью.
Ровный сад - в Японии его называют Хира - нива устраивается на плоской местности. В таком саду не должно быть даже малейших ухабов. В его планировке используются камни, деревья, каменные лампы, резервуары с водой и источники. Собранные в различных сочетаниях, они придают пространству неповторимую красоту.
Японский ландшафтный сад это результат усилий служителей культа и любителей садоводов, трудившихся над его созданием на протяжении одиннадцати столетий. Назначение такого сада создать миниатюрную модель гористого пейзажа с каскадом, небольшим озером, имеющим островок, с мостиками, оригинально размещенными камнями и декоративными каменными лампами, создающими своеобразное освещение. Красота всего этого раскрывается постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдается мягко разворачивающимся кривым, как это бывает в природе. Искусственному фонтану предпочитают свободно бегущий ручей или водопад.
Садовые мостики проектируются с таким расчетом, чтобы они были столь же декоративны, сколь и полезны. Их строят из разного материала камня, дерева и даже глины. При этом они никогда не повторяют друг друга. Необычного типа мостик представляет собой яцухаси : его делают из планок, уложенных в форме зигзага.
Островок в японском саду также должен воспроизводить соответствующий природный пейзаж. Фундаментом для него служит валун, на который наносится почва. Иногда на островок перекидывают мостик, в других случаях его оставляют изолированным.
Существенной особенностью японского сада являются клади извилистые цепочки камней для перехода через ручьи и потоки. Имея утилитарное назначение, они в то же время очень красивы. Для удобства пользования ими слишком большое количество изгибов не допускается, а места развилок отмечаются более крупными камнями. Всюду, где возможно, в саду прокладываются и сухопутные дорожки, вымощенные камнем и черепицей.
Можно восхищаться тем, как используются камни в японском саду. Выбор их определяется и цветом, и формой. Наибольшую популярность имеют андезит, гранит, различные сланцы и шпаты. Единичные камни в садах кладут редко, обычно составляются композиции из двух-пяти штук. Как правило, сад обносят деревянной, каменной или бамбуковой изгородью.
Вода основа жизни любого сада. Японский художник пейзажист знает лучше других, какой удивительный живописный эффект можно получить, повторив пейзаж отражением в воде. Подобно тому, как зеркала зрительно увеличивают размеры комнат, вода в саду удваивает все самое интересное и красивое в нем, создавая впечатление большего простора.
В подборе деревьев здесь предпочтение раз и навсегда отдано хвойным и широколистным. В первую очередь это разновидности сосны: акамацу, или красная сосна, куромацу, или черная, и химекомацу. Среди японских кипарисов главным образом используются: ибуки-хиноки, савара и коямаки. В садах много и нарядных лиственных деревьев. Пожалуй, самое красивое из них - японский клен, имеющий изящные лапчатые листья, которые в ноябре становятся красными. Из вечнозеленых в большем ходу: моки, моккоу и каси дуб. Цубуки японская камелия одно из популярных цветущих деревьев. Наряду с ней встречаются семь разновидностей рододендровых (азалий), дающих цветы белых, розовых и многочисленных красных оттенков. Но самые популярные лиственные деревья это уме род сливы, и сакура вишня. Слива вдохновила немало поэтов, создавших прекрасные стихи о войне, о печали. Белые цветки этого дерева символизируют для японца сердце воина, познавшего тайну нирваны.
Дерево персика особенно любимо маленькими девочками его цветками они украшают свои праздники.
Большие любители сосен, японцы умеют направлять их рост таким образом, чтобы придать им необычную форму, заставить грациозно склоняться над поверхностью вод. Иногда по воле художника деревья принимают фантастические очертания: скажем, можно встретить дерево в виде плывущего парусника.
Бамбук здесь любят за изящество стебля и листьев. Его считают символом благородства и утонченности. И в самом деле, присутствие бамбука делает незаурядным любой пейзаж.
Бамбук, слива, орхидея и хризантема, по японским понятиям, образуют четверку благородных растительного мира. Недаром хризантема с ее бесчисленными, похожими на лучи лепестками олицетворяет восходящее солнце символ Японии.
Большое распространение в Японии получило искусство разведения карликовых деревьев бон-сай. Выращивая деревья в горшках и раковинах моллюсков или регулярно подрезая их корни, японцы добиваются того, что их ветвистые питомцы остаются низкорослыми до старости, и горожане имеют возможность любоваться красотой и величием древнего леса, не выходя из домов.
Было бы ошибкой считать, что японский сад это всего-навсего несколько деревьев, камней, мостиков и каменных ламп. Главное в нем - тишина и покой. Японский сад - это место, куда люди приходят для размышлений, где они отдыхают от мирских забот, от спешки и суеты жизни. Затаенный смысл японского искусства садоустройства его духовное начало. Оно, это искусство, - расположение мостиков, камешков для перехода через ручьи, декоративных скал таково, что спешить здесь просто невозможно. Беседки в тени, чайные домики, золотые рыбки в пруду, успокаивающий говор водопадных струй все побуждает человека замедлить шаг. Здесь вы любуетесь нежным цветением вишен, ваше сердце открывается навстречу прекрасной белоснежной сливе, распростершей свои цветущие ветви на темно-зеленом фоне криптомерий и пихт. Подобно верным стражам, стоят по обе стороны ворот две четы старых, почтенных сосен символы долголетия. На камнях, укрытых опавшей хвоей, алеют яркие, словно кровоточащие азалии. Вряд ли на свете найдется другой цветок, столь щедро окрашенный: нет такого оттенка красного, которым не блистали бы его лепестки. Рядом, отражаясь в прозрачной воде пруда, красуются ирисы. Сидя на скамейке в саду, вы можете следить за полетом птиц и созерцать красоту камелий и пионов.
|